Если вы хотите создавать миксы, которые будут хорошо звучать в любых условиях, то один из самых важных факторов - это выбор профессиональных студийных мониторов и их правильная настройка в вашей комнате. Вложившись в высококачественные студийные мониторы, вы сделаете сведение предсказуемым, менее утомительным и поможете своему профессиональному росту. Каждый начинающий инженер звукозаписи сталкивался с ситуацией, когда микс звучит потрясающе на определённой акустике, но в другой ситуации и с другим оборудованием, например, с магнитолой в автомобиле - гораздо менее привлекательно. Скорее всего, виновником этого являются либо сами студийные мониторы, либо их неудачное взаимодействие с комнатой. К счастью, в последнее время хорошая система мониторинга стала доступна даже для начинающих звукорежиссёров.
Любые хорошо спроектированные колонки довольно точно воспроизводят частоты всего звукового спектра, но профессиональные студийные мониторы специально проектируются для воспроизведения звука с как можно более ровной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ) и имеющие максимально нейтральную окраску. Это помогает более точно услышать записанное. Если акустические системы не обеспечивают корректную АЧХ, то качество сведения моментально падает. Сегодня существует множество доступных студийных мониторов, которые обладают “правильной” АЧХ, и мы позже об этом расскажем подробнее.
Но прежде начнем с других факторов. Так, очень важным моментом при выборе студийных мониторов является сама акустическая среда или, проще говоря, акустика помещения, где происходит сведение. Какого размера ваше помещение? Если вы занимаетесь микшированием в маленькой комнате, студийный монитор с восьмидюймовым НЧ-динамиком может оказаться избыточным и его преимущества на низких частотах не смогут раскрыться. С другой стороны, если ваше помещение для микширования довольно просторно, то вам как раз понадобятся динамики такого размера, чтобы мониторная система работала более эффективно. Если вы занимаетесь микшированием в обычной квартире (осторожно: соседи!), возможно, вам стоит обратить внимание на небольшие колонки, которые отлично звучат на небольшой громкости – например модели PreSonus, Eris E5, E5 XT или Eris E44. После оценки вашей среды микширования и прежде, чем вы выберете окончательный вариант, возможно, стоит провести личное прослушивание несколько вариантов в местном музыкальном магазине. Для тестирования подойдут хорошо смикшированные записи, с которыми вы хорошо знакомы и отражают тот тип музыки, с которым вы будете работать на новой мониторной системе. При прослушивании используйте звуковые файлы lossless-формата, то есть без сжатия. Это файлы WAV или FLAС например. Файлы форматов со сжатием данных, такие как MP3, при воспроизведении студийными мониторами могут звучать слишком жестко, резко и иметь неразборчивые «грязные» высокие частоты.
Наиболее важными элементами при прослушивании являются:
Отклик низких частот. Хорошо спроектированные студийные мониторы выдают пробивные, мелодичные басы. Если звук низких частот недостаточно выраженный - то есть вы не слышите ноту, а только ощущаете ее гул - то, вероятно, лучше перейти к другому варианту мониторов.
Среднечастотная характеристика. Средние частоты в ваших любимых миксах могут звучать непривычно на мониторах с ровной АЧХ, ведь у обычных потребительских колонок обычно имеется провал в средней области. Хорошие студийные мониторы имеют ровную АЧХ в диапазоне средних частот. Это очень важно - ведь вокал и большинство инструментов "живут" именно в этой области. Убедитесь, что вы отчетливо слышите атаку ударной установки, а вокал и гитары звучат достаточно ярко и натурально.
Высокочастотная характеристика. Как при тестах звучат тарелки и хай-хэты? Насколько естественны верхние частоты у струнных инструментов? Студийные колонки высокого качества должны обеспечивать четкие высокие частоты без резкости и жесткости звучания. Вы также должны без затруднений слышать реверберационные “хвосты” и "дыхание" вокала.
Общая линейность частотной характеристики. Не звучат ли некоторые инструменты слишком преувеличенно и неприятно? Или вокал периодически исчезает по мере того, как он перемещается по нотам мелодии? Мониторы, которые вы хотите использовать для микширования, должны обеспечивать ровную частотную характеристику во всем диапазоне воспроизведения. Такое устройство обеспечит хорошее звучание вашего микса в разных помещениях и с разной техникой.
Стереоизображение. Когда вы микшируете в стерео, вам нужна пара студийных мониторов, которые обеспечат широкое стереоизображение. Закройте глаза. Слышите ли вы, как расположены инструменты? Можете ли вы “почувствовать” помещение, в котором была сделана запись? Чем лучше ваши мониторы воспроизводят стереоизображение, тем легче буде разделить компоненты для вашего микса.
Также, выбирая студийный монитор, необходимо представлять себе особенности конструкции и технологические решения, которые производители используют при их создании и о которых упоминают в технических характеристиках.
Электродинамический громкоговоритель, или динамик. Это та самая деталь, которая излучает звуковые волны. Чем лучше его качество, тем лучше он воспроизводит звук и выдерживает износ, который может возникнуть в результате плотного рабочего графика аудиоинженера. Так как технически невозможно изготовить динамик, одинаково хорошо воспроизводящий весь диапазон звуковых частот, для этого используют два и более динамиков, каждый из которых воспроизводит часть диапазона. В трехполосной акустической системе имеется отдельный динамик, предназначенный для воспроизведения средних частот. Хотя трехполосные студийные мониторы не так распространены, как двухполосные акустические системы, они не являются чем-то уникальным.
Высокочастотный динамик или "твитер". Это компонент динамика, который отвечает за воспроизведение высоких и средне-высоких частот. Высококачественные твитеры обычно изготавливаются из таких материалов, как титан, шелк, алюминий и бериллий. Существует несколько различных конструкций высокочастотных динамиков студийных мониторов. Вот их некоторые распространенные разновидности:
- Мягкий купольный. Эта круглая конструкция в виде полусферы излучает звук с широкой диаграммой рассеивания, создавая большую зону наилучшего звучания. Такие конструкции обычно изготавливают из высококачественного текстиля, например, шелка с добавлением различных пропиток для увеличения его жёсткости. Такие твитеры имеют, например, мониторы PreSonus серии Eris, которые известны своим мягким и точным звучанием.
- Трансформатор Air Motion Transformer (AMT). Также называют ленточным твитером. В этой конструкции используется сверхлегкий материал, в который инкрустирован алюминиевый контур, выполняющий функцию звуковой катушки. Этот материал сложен как гармошка и двигается подобно кузнечным мехам, пуская звуковые волны от двух поверхностей навстречу друг другу. Такая конструкция обеспечивает гораздо большую площадь проекции, чем традиционный купольный твитер, поэтому его звуковое покрытие гораздо больше. Конструкция AMT способна очень быстро реагировать на переходные процессы, даже на сверхвысоких частотах. Это позволяет обеспечивать гораздо более естественное, “пространственное” звучание, как бы насыщенное воздухом. Минусом конструкции является невозможность получить высокое звуковое давление, но для применения в студийных мониторах этого давления вполне достаточно. Ленточные твитера AMT используются в студийных мониторах PreSonus серии R.
Низкочастотный динамик или "вуфер". Этот динамик воспроизводит низкие и средние частоты. Поскольку НЧ-динамик отвечает за воспроизводство звуковых волн большой длины и амплитуды (а чем ниже частота, тем длиннее звуковая волна и требуется большая мощность для воспроизведения), он требует более мощного усилителя, чем твитеры. Высококачественные низкочастотные динамики обычно изготавливаются из прочных и жестких материалов, таких как кевлар или стеклоармированная бумага, но в сочетании с мягким подвижным подвесом, обеспечивающим длинный ход диффузора. Оба материала способны выдерживать нагрузки, которым подвергается НЧ-динамик, и каждый из них обладает своим уникальным набором преимуществ. Динамик из тканого композита, например, используемый в студийных мониторах PreSonus серии Eris, использует свою тканую структуру для гашения резонансов, возникающих при работе динамика и создавая ясный, цельный звук.
Акустический порт. Акустический порт (также известный как "порт басового фазоинвертора") перенаправляет внутреннее давление, возникающее при движении динамиков на низких частотах. Обратное движение мембраны выталкивает звуковые волны из порта и повышает общий уровень звука. Динамики, оснащенные портами, гораздо более эффективны, так как в них энергия, приводящая динамик в движение, производит две звуковые волны вместо одной. Размеры фазоинвертора рассчитываются таким образом, чтобы усилить звуковую отдачу в самом нижнем диапазоне частот, там, где эффективность работы НЧ динамка в корпусе ограниченных размеров начинает снижаться. Это позволяет понизить границу воспроизводимых монитором частот в низкочастотной области.
Рупор. Рупор – это конструктивный элемент в конструкции монитора, который используется совместно с ВЧ динамиком и предназначен для формирования высокочастотного фронта волны. Основное назначение рупора – сформировать диаграмму раскрытия монитора на СЧ-ВЧ частотах так, чтобы основная часть волн была направления на слушателя. Таким образом удаётся снизить долю звуковых волн, уходящих в других направлениях и отражающихся от других поверхностей помещения, например стола, пола и стен. Благодаря минимизации ранних отражений отклик монитора становится более точным как по оси, так и вне оси прослушивания. В результате повышается детализация и глубина звучания, что позволяет выявить тонкие переходы, неявные следы реверберации и в целом обеспечить корректное звучание в различных помещениях. Однако слишком сильное сужение диаграммы раскрытия, за счёт сужения и удлинения рупора, может привести к искажению им средних и высоких частот. Поэтому в студийных мониторах применяются рупора работающие с широкими углами раскрытия и плавными обводами, не искажающими фронт звуковой волны. К таким мониторам можно отнести модели PreSonus Eris с буквами XT в названии модели, использующие в своей конструкции короткие эллиптические рупоры.
Кроссовер. Кроссовер разделяет частоты, поступающие в колонку, и распределяет их соответствующим образом между низкочастотным и высокочастотным динамиками. Это помогает динамикам работать более эффективно и воспроизводить частотный спектр более достоверно, поскольку каждый компонент воспроизводит только тот диапазон частот, для которого он лучше всего подходит.
Активные и пассивные мониторы. Активные студийные мониторы имеют встроенный усилитель мощности, который был разработан для оптимального питания динамиков. Это избавляет от необходимости выбирать правильную комбинацию динамиков и усилителя, поскольку в этой конструкции инженеры уже предусмотрели их идеальное сочетание. Также в активных мониторах используется активный кроссовер, разделяющий высокие и низкие частоты. Пассивные студийные мониторы не имеют встроенного усилителя и требуют внешнего питания. Некоторые акустические системы, например, мультимедийные мониторы Eris E3.5 и E4.5, внешне представляют комплект из одного активного и одного пассивного динамика. При этом они относятся к активным мониторам, так как усилители мощности для обоих динамиков размещены внутри активного монитора. Это позволяет снизить общую стоимость комплекта за счёт производства всего одной платы вместе с одним блоком питания. Пассивные мониторы не имеют встроенных усилителей и имеют пассивные фильтры. При выборе пассивных мониторов потребуется подбор и приобретение отдельного усилителя.
Биамплификация или биампинг. Студийный монитор с двухполосным усилением, который имеет два усилителя внутри: один предназначен для питания высокочастотного динамика, а другой - для низкочастотного. Акустическая система с биамплификацией использует для разделения частот электронные фильтры, которые имеют большую точность настройки, чем фильтры на пассивных элементах. Это устраняет один из основных источников интермодуляционных искажений в среднечастотной области, в месте, где разделяются две частотных полосы. В результате звук становится более ясным и чистым. В трёхполосных моделях может использоваться система триамплификации или триампинга с тремя раздельными усилителями для НЧ, СЧ и ВЧ динамиков.
Выбирая студийные мониторы помните, что всегда окончательным определяющим фактором будет ваш личный вкус. В некотором смысле нет правильного или неправильного выбора - вам могут нравиться, например, верха ваших студийных мониторов, и вы будете микшировать с их помощью отличные записи, а в то время кому-то другому те же частоты покажутся резкими и раздражающими. Выбирайте те модели мониторов, которые лучше всего подойдут для вашего помещения комнаты, музыкальных жанров, в которых вы работаете, и способа микширования - в общем, доверьтесь своим ушам и выберите для себя лучшее.