12.04.2022
Давайте вспомним о незаслуженно забытой, но очень важной детали домашней или профессиональной звукозаписи - а именно о том, на чем же стоят мониторы в вашей домашней или профессиональной студии. Стоит уделить этому моменту больше внимания - ведь даже самые дорогие в мире студийные мониторы не дадут вам надежных результатов сведения, если они не будут прочно закреплены. Если стойка или крепление недостаточно устойчивы и прочны, они будут вибрировать вместе с мониторами, искажая отображение низких частот в вашем миксе.
Специальные подставки для колонок (например, Ultimate Support MS-90/36B с кабель-каналами для коммутации, демпферными подушечками, резиновыми подкладками м/д элементами и двумя видами наконечников ножек(для коврового или паркетного покрытия) или компактные, со складными ножками и регулируемой высотой Ultimate Support JS-MS70plus) обеспечивают гораздо более корректную работу мониторов, чем деревянные полки или твердая поверхность стола (а уж тем более коробки, в которых поставляют мониторы) - а это особенно важно при сведении например, таких стилей, как Trap, D&B и Dubstep, ассоциирующихся с плотным, расширенным звучанием низких частот. Прочная подставка отделит мониторы от поверхностей, которые могут вибрировать с ними и спасут от проблем с низкими частотами.
Правильное расположение мониторов - это ключ к получению стабильных результатов при сведении. Как же этого добиться?
Для начала следует понять, где находится позиция, из которой вы прослушиваете микс. Это точка, вокруг которой строится вся среда мониторинга, центр любой студийной установки. Чтобы можно было получить максимальную отдачу от миксов, мониторы должны быть правильно направлены на эту точку. Частотная характеристика монитора измеряется непосредственно перед ним (то есть по оси), поэтому если ваша позиция прослушивания немного смещена (вне оси), то вы не получите четкого представления о миксе.
Чтобы получить оптимальную позицию прослушивания, нужно представить себя и два монитора как вершины равностороннего треугольника. Чтобы обеспечить одинаковое расстояние между всеми тремя точками, понадобится рулетка и что-то для измерения угла поворота мониторов. Для формирования равностороннего треугольника колонки должны быть расположены под углом 60° к месту прослушивания. Если уроки математики остались в далеком прошлом, то, к счастью, легко найти приложение для смартфона (для iOS или Android), которое поможет измерить эти углы.
Чтобы получить оптимальную позицию прослушивания, нужно представить себя и два монитора как вершины равностороннего треугольника. Чтобы обеспечить одинаковое расстояние между всеми тремя точками, понадобится рулетка и что-то для измерения угла поворота мониторов. Для формирования равностороннего треугольника колонки должны быть расположены под углом 60° к месту прослушивания. Если уроки математики остались в далеком прошлом, то, к счастью, легко найти приложение для смартфона (для iOS или Android), которое поможет измерить эти углы.
Не “душите” мониторы!
Ваши студийные мониторы должны "дышать", чтобы воспроизводить частоты без компромиссов - поэтому не прижимайте мониторы к стене! Почему не стоит этого делать? Как говорят нам научные данные, по мере приближения мониторов к поверхностям комнаты будет проявляться так называемый пограничный эффект. Это накопление низкочастотных звуков, которые будут усиливать басы в миксе. Если расположить колонки вблизи угла комнаты, этот эффект станет еще более заметным - ведь произойдет отражение двух плоскостей, и это приведет к усилению басов на 4-6 дБ! Конечно, есть любители сверхусиленных басов, но это, конечно, не лучший вариант для создания миксов, которые точно воспроизводятся в самых разных системах прослушивания. Лучшим решением этой проблемы является размещение колонок как можно дальше от твердых поверхностей, но, конечно, при работе в небольшой студии это легче сказать, чем сделать. Многие студийные мониторы оснащены переключателями, которые убирают часть низких частот, что поможет получить более нейтральный звук (например, модели 8010, 8030, 8020 от Genelec, а использование калибровочного ПО GLM для мониторов Genelec серий SAM поможет идеально настроить мониторы). Это поможет решить большинство проблем с накоплением низких частот в помещении.
Чтобы оказаться в "зоне наилучшего восприятия" звука студийных мониторов, стоит уделить внимание их расположению в вертикальной плоскости. Большинство студийных мониторов являются 2-полосными, то есть содержат НЧ- и ВЧ-динамики.
НЧ-динамик обычно расположен в нижней части монитора и передает бОльшую часть звукового спектра: среднечастотные и низкочастотные волны.
Твитер - это динамик меньшего размера, отвечающий за передачу высоких частот, которые являются наиболее направленными из всего диапазона.
Как правило, для корректного восприятия звучания мониторов, необходимо нацелить твитеры по направлению к вашим ушам, то есть расположить их на уровне ушей или слегка наклонить их вверх или вниз, если необходимо. Такого наклона можно добиться с помощью регулируемых по высоте стоек (по типу Ultimate Support MS-100B) или демпфирующих подставок - таких, как Ultimate Support MS-80. Но необходимо отметить, что у разных производителей требования по корректному нацеливанию мониторов могут немного отличаться. Поэтому рекомендуем Вам подробно изучить руководство пользователя
Если мы говорим о мониторах ближнего поля, то совершенно очевидно, что они должны находиться рядом с вами для оптимального звука. Но вот вопрос: горизонтально или вертикально?
Если вы следите в социальных сетях за профессиональными студиями звукозаписи, то, возможно, вы видели те самые фото установок с подсветкой, как на палубе космолета - и с горизонтально расположенными мониторами ближнего поля.
Если вы следите в социальных сетях за профессиональными студиями звукозаписи, то, возможно, вы видели те самые фото установок с подсветкой, как на палубе космолета - и с горизонтально расположенными мониторами ближнего поля.
Каждый случай индивидуален, но иногда эти мониторы размещают таким образом, чтобы они не мешали основным, настенным студийным мониторам, или чтобы улучшить видимость из контрольной комнаты - или потому, что это системы с двумя НЧ динамиками, специально разработанные для горизонтального размещения, например PreSonus ERIS 44. Но для домашней студии мы бы не рекомендовали размещать колонки таким образом без крайней необходимости, так как это резко сужает зону наилучшего восприятия в горизонтальной плоскости, и любое легкое движение головы по горизонтали или вертикали приведет к выпадению из нее. Но если вы все же решите разместить мониторы на одном уровне в горизонтальном положении, убедитесь, что твитеры «смотрят наружу», то есть дальше от экрана компьютера, чем основные динамики!