RD-8 от Behringer - воссоздание классической драм-машины от Roland. Давайте ее затестим...
Честно говоря, даже зная о шумихе вокруг перевыпуска 808-го фирмой Behringer, я не придавал ей значения до тех пор, пока не столкнулся с ним нос к носу. Не поймите меня неправильно: конечно, 808-й - это наше все и услышать трек “Clear” проекта Cybotron с микстейпов, ходивших по школе, было все равно что войти в портал в другой мир.
Спустя поколение или даже больше доминирующие музыкальные стили нашего времени все еще строятся на киках-снейрах-хитах 808-го. Я просто думал, что сегодняшним продюсерам будет безразлично, откуда исходят эти звуки или они удовольствуются цифровыми имитациями машины Roland. Я ошибался - многие ли продукты служат темой для треда на 150 с лишним страниц на Gearslutz еще до поступления в продажу?
RD-8 - это настоящая воссозданная аналоговая версия классической драм-машины Roland. Как таковая, она не наступает на пятки японскому титану - были и миниатюрные версии машины Roland, и современные драм-машины вроде TR-8S, моделирующие поистине культовые звуки. Более того, существует несколько других аналоговых клонов 808-го.
R-type
Не буду притворяться, что меня не взволновал процесс установки драм-машины с реальным физическим присутствием 808-го на столе. Он большой, но для инструмента, с которым вы реально можете выступать (и подключить к нему множество четверть-дюймовых джеков) - размер тот, что надо. Ручки, шаговые кнопки и шрифт придают RD-8 безошибочное сходство с машиной от Roland, хотя Behringer поиграл с цветами - поменяв местами.
Сборка достаточно прочная, а шаговые кнопки приятно щелкают. Единственноеx, что выглядит немного дешево-пластмассово - это ручки. Учитывая, что это перевыпуск 808-го и его стоимость составляет треть цены сопоставимых альтернатив (и десятую часть от стоимости оригинала), я не особо жалуюсь. Я поворчу, правда, что ручки в исполнении Behringer туговаты для вращения; может, это попытка создать ощущение некоей крутизны, но во время работ я хочу иметь возможность быстро крутить ручки, а не бороться с ними.
А вот по-настоящему я был удивлен, когда увидел, насколько панель RD-8 отличается от оригинала. Рядом с ступенчатыми переключателями и ручками находится множество резиновых кнопок с подсветкой, вроде тех, что вы найдете на многих современных музыкальных гаджетах.
Оригинальный регулятор тона звука заменен отдельными пэдами для каждого канала, регулятор режимов секвенсора также исчез. И тут меня осенило - Behringer не собирались делать просто клон, они создали гибрид старого и нового: оригинальное аналоговое синтезирование ударных с переосмысленным исполнением и системой секвенций.
Собравшись с мыслями, я решил наконец-то приступить к делу и послушать звук. Нажатие на кнопку Play не дало результата: в памяти не было предустановленных паттернов. Что ж, скажем себе, что это что-то новенькое, и продолжим. Воспроизведение звуков вручную работает так же, как и в оригинале. Какой бы звук мы ни выбрали, его можно воспроизвести с помощью единственного триггерного пэда.
Плохо, что Behringer не реализовал возможность играть пальцами на пэдах каналов. Тем не менее, на RD‑8 можно играть вживую от внешних MIDI-источников. Ноты с большой силой удара (велосити более 110) обрабатываются как триггеры с акцентом, и вы можете записывать их прямо в секвенсер, чего нельзя сделать на Boutique TR-08. Что ж, прежде чем мы углубимся дальше - что там с теми самыми звуками?
16 избранных
У RD-8 те же 11 каналов, что и у его вдохновителя, всего - 16 звуков ударных. Звуки очень близки к оригиналу, а некоторые имеют дополнительные настройки.
Начнем с первостепенно важного канала - с бас-бочки, у него есть классические настройки тона и затухания, а также он отнял место у соседней секции акцентирования, - ему добавили ручку тонкой настройки высоты звука (Tuning). Эта ручка настройки имеет диапазон в одну октаву, оригинальное значение высоты соответствует положению ручки на 10 часов (внимательные читатели могли заметить оранжевые точки возле всех новых элементов управления. Они указывают на значения настроек, соответствующие оригинальным звукам). Затухание может длиться дольше, чем у оригинала, так что это похоже на 808-й со знаменитым модулем затухания.
Kick у RD-8 звучит как надо, и особенно шикарен при сниженной высоте звука. Звучание гладкое, поражает своим изысканным грохотанием даже на небольших колонках и наушниках. Пара замечаний: во-первых, он может быть очень громким по сравнению с другими каналами - возможно, это сделано специально, и второе - если вы запускаете триггеры в быстрой последовательности, иногда один из них будет как бы обрезан, теряя затухание - к этому был склонен и оригинал. Думаю, было бы великолепно, если бы Behringer дал бы RD-8 возможность контролировать ноты в настройке высоты звука через MIDI, и получился бы настоящий аналоговый бас 808-го.
На мой слух snare у RD-8 неотличим от подлинного звука 808-го, звук snareяркий и шуршащий ровно столько, сколько надо, и тело звука имеет ту самую аутентичную закругленность. Хотелось бы, однако, чтобы в RD-8 добавили контроль затухания - короткие снейры 808-го сейчас в моде, и TR-08 уже может их выдавать.
Три тома имеют прекрасное “пыльное” звучание низких частот, теплое и верное оригиналу. Конги у RD-8, тем не менее, звучат более резко и чисто, чем у оригинала, и с менее выраженной огибающей высоты звука - мне намного больше нравится версия 808-го! Повозившись с каналами Tom/Conga, я заметил, что они все время издают низкоуровневый резонансный гул. Впрочем, это заметно только при настройке.
Что до канала Rim/Clave, то римшот побеждает в борьбе за аутентичность звучания со своим ярким чистым треском. Клейв у RD-8 тише в сравнении, они значительно короче и ниже по звучанию, чем у оригинала, они ближе к звуку стука палочек или щелчку, чем к характерному “пьюиии” оригинала.
Что касается clap, то Behringer добавили регулятор смещения - он регулирует звуковой баланс между яркой, огненной шумовой частью звука и более мягким реверберирующим хвостом. Это полезное дополнение, управление клапом становится более гибким, и с ним приятно работать при отстройке и сбивках в композиции.
Версия самого знаменитого в мире cowbell в исполнении RD-8 - копия такового у 808-го, но есть отличия, если их тестировать для сравнения. У RD‑8 он заметно ниже по высоте, а составляющие его тона более расстроены. То же самое и с cymbal: ниже по высоте, с большим количеством диссонирующих гармоник. Они могут расстроить пуристов, но мне скорее нравится их некая разболтанность.
Хету RD‑8 показываетнам, что аналоговая теплота звука не означает непременную потерю высоких частот; они могут выдавать резкость, если она нужна (которую можно отфильтровать дополнительной регуляцией тона), а также определенный эффект присутствия и удар. Не самые совершенные копии оригинала, но хеты плагина Roland Cloud 808 они рвут, как тряпку.
Первые шаги
16-шаговый триггерный секвенсер у 808-го - это классическая задумка, тем не менее, в большинство аспектов, как известно, сложно вникнуть. Поскольку Behringer полностью переработал секвенсер 808, предположительно стремясь к чему-то более интуитивно понятному, я задумался, как далеко я могу зайти в своей работе с RD‑8, не открывая инструкцию. Как выяснилось, не очень далеко.
Нажал Play – и никаких признаков жизни, нажатие на шаговые кнопки тоже ничего не дало. Ок, я понял - это был режим паттернов, в нем мы кнопками записываем паттерны. Нужно было переключиться в режим редактирования - аналог переключения из Manual Play в Pattern Write на 808-м. Загорелись и побежали огоньки, можно вводить шаги триггеров...и все исчезло после одного такта! Покраснев от стыда, мы лезем в инструкцию. Оказывается, кнопка “Запись” должна быть нажата для введения нот, иначе мы получим одноразовые триггеры.
После неловкого старта далее все шло более гладко. Триггеры вводятся шаговыми кнопками, по одному звуку за раз, как и ожидалось. Секция Accent добавляет шаги более высокого уровня и интенсивности. Шаблон может быть расширен до четырех полос (64 шага), и вы можете переключать обзор полос с помощью специальных кнопок или включить автоматическую прокрутку. Одна вещь, которая меня постоянно сбивала с толку при вводе паттернов, заключалась в том, что в RD‑8 графические разделители над шагами проходят не так, как у оригинала. В 808-м был отступ, который показывал, где 9-й шаг, в RD-8 он на шаг дальше.
Паттерны в RD-8 можно настучать в любое время с триггерного пэда в реальном времени, я предпочитаю этот метод на RD‑8 и на оригинале. В RD-8 все проквантовано и, в отличие от TR-08, нет возможности перемещать ноты из сетки в подшаги, однако есть опция Swing, которой не было на 808-м.
Чтобы выяснить, как сохранить мою работу на RD‑8, потребовалось еще раз обратиться к инструкции. Как оказалось, нужно нажать «Сохранить», затем выбрать слот для записи и снова нажать «Сохранить». Несмотря на то, что я делал все по инструкции, я не смог сохранить его в каком-либо другом слоте, кроме текущего. Чтобы поместить свой узор в другой слот, вы можете скопировать, что опять же выглядит довольно тупо.
// Неужели только серьезные коллекционеры предпочтут платить за оригинал более чем в 10 раз больше?
Секвенсер нового поколения?
Как у RD-8 выглядит структура памяти - не совсем ясно, но я вроде как разобрался. Паттерны хранятся группами по 16 в "Треках” - это также своего рода хранилища. Паттерны можно запускать вручную в одном “треке”, без остановки проигрывания текущего “трека” паттерны из другой подгружать нельзя. Есть на RD-8 еще некий (запутанный) процесс создания реального трека - внутри “трека” (еще не запутались?). По сути, вы создаете цепочки/плейлисты из паттернов, которые последовательно проигрываются в режиме “трека”, если для паттерна и “трека” одновременно включена авто-прокрутка... кажется.
Далее я слегка завис: вы можете создавать паттерны в разных слотах “трека”, но они не хранятся там, если вы только не сохраняете их принудительно. Если вы забудете об этом и переключитесь на другой “трек” или включите питание RD-8, то все пропадет. Режимы Трека, Паттерна и Шага имеют раздельные режимы записи, каждый свой. Если в режиме Шага включена запись и вы переключаетесь в режим Паттерн, то запись будет оставаться включенной, но вы этого не увидите. Кнопка “Триггер” или входящий MIDI продолжит запись в активный паттерн. Это довольно круто, если ты уже об этом знаешь, но при первом знакомстве меня это адски смутило.
Несмотря на некоторые затруднения, в процессе создания паттернов куда легче разобраться на RD-8, чем на 808-м. На 808-м можно было создать паттерн из 64 шагов, но для этого нужно научиться (или, как правило, переучиться) создавать паттерн из двух частей с вариациями А и B.
На деле, хотя Behringer разработали довольно современный секвенсер, он довольно сложен в использовании, и он в некотором роде выплескивает ребёнка вместе с водой. Да, 808-й было кошмарно сложно освоить, но такие функции, как вариации A / B, были полезны. Самая большая потеря - это аранжировка песен в реальном времени. 808-й и TR-08 имеет режим записи трека, в котором ты просто выполняешь серии смен паттернов и сбивок, и вся последовательность захватывается и тут же сохраняется. Я предпочел бы что-то вроде этого, чем собирать композицию не в режиме реального времени.
Сбивки на RD-8 реализованы в духе 808-го - создаются как отдельные паттерны в слотах 13-16 каждого “трека”. Они могут быть любой длины, но лучше всего с ними работается, когда они короткие - одна-две доли. Нажатие кнопки “Сбивка” вставляет ее в конце следующего такта, и автоматически размещает ее до нужной точки. Режим Auto Fill, который на 808-м позволял заполнить сбивками все на протяжении определенного количества тактов, к сожалению, отсутствует.
Положительное подкрепление
Что ж, теперь обратимся к тому новому и прикольному, что есть в RD-8. Мне особенно понравились новые фишки для живых выступлений - - формат 808-го уже был неплох для настроек на лету, но в RD-8 появились такие простые штуки, как опции Mute и Solo, и это уже сильно меняет импровизацию на нем.
Спереди и в центре панели находится секция Note / Step Repeat. Эти функции запускают / повторяют цикл из отдельного звука или шага паттерна, соответственно, с выбором из четырех временных интервалов. Мне особенно нравится Step Repeat (повтор шага). Это довольно простой эффект зацикливания/ прокрутки по сравнению, скажем, с эффектами Scatter на современных драм-машинах Roland, но это именно то, что нужно, чтобы оживить композицию с помощью быстрых сбивок или более драматичного построения.
Так же, как и с функцией Note Repeat в реальном времени, вы можете увязать один, два, четыре или восемь (!) повторных триггеров с отдельными шагами в часть паттерна. Чего вы не можете сделать здесь или в режиме Repeat в реальном времени, так это добавить ноты с точками для классических треповых тягучих хетов.
Последовательности RD-8 могут хранить не только данные паттернов. Все настройки, включая темп, свинг, режим фильтра, даже mute/solo можно сохранять для каждого паттерна, каждого “трека”, или применить ко всем. Можно менять параметры применения настроек для каждой из них, например, темп применить на один “трек”, а mute или режим фильтра - к паттернам отдельно.
Подражая секвенсеру в Elektron, RD-8 имеет функцию Probability - разброс - элемент вероятности запуска/незапуска активных шагов. Основной энкодер данных также обладает разбросом в качестве основного режима - это позволяет регулировать процентный шанс включения всех шагов, доступных для этого режима; так же работает и система добавления форшлагов (Flam).
Кстати, если открыть словарь на фразе «сикось-накось», то мы увидим там метод, с помощью которого встраивали функции Probability и Flam. По умолчанию, они применяются к каждому шагу в каждой дорожке. Если покрутить эти функции, то эффекты добавятся к каждой ноте в каждом канале. Если нам нужно выбрать шаги, к котором эти эффекты применить, то нам нужно залезть в режим настроек и отключить выбор тех шагов, которые нам не нужны для этих эффектов. Таким образом, если вы хотите добавить в ваши снейры элемент случайности, то вам придется нажимать каждую чертову кнопочку шага, в каждом такте, для каждого канала - до тех пор, пока у вас не останутся отмеченными немного снейров! Учитывая то, что у нас так мало времени на то, чтобы насладиться обществом друг друга, пока Земля не встретится с каки-нибудь астероидом, это выглядит… несколько неэффективно.
Эффекты
Продолжаем разбирать забавные новшества, переходим к мастер-шине RD-8 – к ней добавлено два эффекта, оба из которых аналоговые, что позволяет избежать любых попыток запятнать чистую аналоговость сигнальной цепи. Команда Behringer в Манчестере, похоже, знает свой рынок. Эффекты располагаются последовательно на дополнительном маршруте к мастер-шине: они не влияют на отдельные выходы или (что несколько досадно) на выход для наушников, и вы можете посылать сигналы через эффекты поканально.
Сигналы в контуре эффектов сначала проходят через Wave Designer, который находится где-то между дизайнером переходов и компрессором. Он может добавить атаки переходам, добавить миксу качовости и, как правило, увеличить общую мощность. Затем у RD-08 есть резонансный фильтр, который может переключаться между режимами низких и высоких частот. Приятный бонус - вы можете автоматизировать отсечку фильтра внутри каждого паттерна. Это можно делать в реальном времени или отрегулировать для каждого шага в режиме настроек.
Приятно то, что вы можете передавать каналы к эффектам по отдельности, но схема маршрутизации такова, что звуки должны проходить через Wave Designer, чтобы добраться до фильтра, хотя я бы предпочел, чтобы Wave Designer был на дополнительной шине, а фильтр все время был просто в миксе и готов для быстрых эффектов перехода.
Вердикт
Если вы когда-нибудь страстно желали аналог 808, то RD‑8 обязательно порадует вас. Неужели только серьезные коллекционеры предпочтут платить за оригинал более чем в 10 раз больше? С точки зрения звука, да, оригинал - это верный выбор, где это действительно важно, а там, где нет- я в целом предпочитаю RD-8. Компактный форм-фактор и обширный набор входов / выходов делают его идеальным инструментом для выступлений, а не просто студийным гаджетом.
Конечно, было правильным шагом добавить современный, более доступый секвенсер, но я думаю, что в этом Behringer не добились успеха. Структура и принцип работы сбивают с толку, некоторые вещи, такие как система Probability - просто безумие, и я бы хотел, чтобы они остались верными той системе записи треков в реальном времени, что была у 808-го. Поскольку этот секвенсер предположительно станет основой для других продуктов, таких как RD-9, возможно, стоит взглянуть на них еще раз потом. Тем не менее, эти неудобства не помешали бы мне использовать RD‑8 - благодаря его функциям mute/solo, Step Repeat, и автоматизируемый фильтр. Хороший инструмент, при такой цене - надо брать.
Альтернативы
Доступны и другие аналогичные воссозданные версии 808-го: System 80 880 размером с Eurorack, Acidlab Miami (см. обзор SOS в ноябре 2014 г.) и E‑licktronic Yocto. Однако все они примерно в три раза дороже, хотя вы можете получить DIY-версию Yocto по цене RD ‑ 8.
DrumBrute Impact от Arturia - это оригинальная интерпретация классической аналоговой драм-машины с лучшим современным секвенсором, чем RD‑8.
TR-08 от Roland, конечно, цифровой, но тем не менее отлично звучит. Он компактен, работает от аккумулятора и имеет многодорожечный USB-звук. Он также поддерживает режим записи треков в реальном времени, как у 808-го. Во многих отношениях секвенсор RD‑8 более доступен и имеет новые крутые примочки вроде Step Repeat (повтора шага) и поканальную длину паттерна. Его размер и все выходы делают его больше похожим на инструмент, чем на гаджет.
Подключайтесь
Наконец, в топе списка причин для покупки RD‑8 стоитполный набор из нескольких выходов. Каждый канал ударных имеет дискретный выход на четверть дюйма, который автоматически прерывает маршрутизацию на основной моно выход при подключении. Если вам интересно, здесь нет аудио-через-USB, как у TR-08. Хотя... что вы хотите за такие деньги.
Прикольный бонус - обратный канал. Это позволяет вам подключать отдельные каналы к внешним эффектам и возвращать их в микс на конечном этапе выхода.
Помимо аудио ввода / вывода, есть обширные возможности синхронизации и опций для внешних триггеров. Режим синхронизации устанавливается через специальную секцию на передней панели. RD‑8 может работать как мастер, так и слейв по обычным MIDI, USB MIDI, синхронизаторам старой системы Roland или модульным клокам.
На задней панели также имеется полный комплект из трех триггерных выходов, по типу 808-го (на два больше, чем у TR-08). Выходы триггеров выведены из дорожек из треков Clap, Cowbell и Accent, как и на 808. Однако они не помечены, как на оригинале, и этой информации нет в руководстве. Тем не менее они работают, и они добавляют много потенциала и довольно занятны, если у вас есть инструменты, которые могут на них реагировать.
Fast Dump
RD‑8 может хранить 16 композиций с 16 паттернами, но рано или поздно вам понадобится доставать свои творения из коробки или класть их туда. Для этого нет никакой программной утилиты, вместо этого RD‑8 использует старые добрые дампы SysEx. Рядовой пользователь не сможет найти полезной информации о том, как это сделать, кроме упоминания кнопки Dump на передней панели. Вместо этого руководство посвятило несколько страниц объяснению модели данных и обмена сообщениями MIDI, используемых для кодирования настроек устройства, треков и паттернов. Я могу только гадать, что Behringer поместили здесь эту информацию в надежде, что независимый разработчик будет использовать ее для создания утилиты бэкапа данных.
Плюсы
Весомый, убедительный звук 808-го.
Индивидуальные выходы.
Встроенные эффекты.
Эффекты для выступлений живьем.
Mute/solo отдельных каналов.
Минусы
Многие операции реализованы запутанно.
Нет простой функции бэкапа или сопутствующего программного обеспечения.
Некоторые хорошие функции секвенсора 808 исчезли.
Резюме
В звуковом отношении RD‑8 ничем не хуже 808-го, и даже имеет несколько звуковых модификаций и множество дополнительных функций. Новшества интерфейса можно было улучшить еще, но, по крайней мере, он не так сложен, как у оригинала!