Тестируем недорогой ламповый предусилитель!
Малыш Tube Ultragain MIC100 от Behringer - один из самых недорогих предусилителей, с которыми я работал, тем не менее он укомплектован ламповой схемой, встроенным лимитером и приличным светодиодным индикатором уровней. MIC100 размещен в штампованном стальном корпусе и обладает двумя входами - балансным XLR микрофонным входом и небалансным, с высоким импедансом, для инструментов - акустических гитар и бас-гитар с пассивными или активными звукоснимателями. Его каскад микрофонного усилителя использует в своей основе малошумящий операционный усилитель 4580, а лампа двойной триод добавляет звуку тепла. Я обычно с подозрением отношусь к лампам, работающим при низком напряжении, но в случае MIC100 его создатели избежали прямолинейности и звук в целом на удивление нейтрален.
Предусилитель MIC100 имеет кнопки для аттенюатора 20 дБ, инверсии фазы и подачи фантомного питания с переключаемым напряжением 48 В (все оборудованы светодиодами состояния), а симметричные выходы выполнены на разъемах TRS и XLR. У MIC100 есть два элемента управления c традиционными ручками-указателями, один из них устанавливает значение усиления входного сигнала в диапазоне 26-60 дБ; второй - регулятор выходного уровня - помогает согласовать выходной уровень с тем, что подает предусилитель, у него шкала значений от “выкл” до +10 дБ дополнительного усиления, таким образом, максимум усиления, который выдает MIC100, достигает 70 дБ.
Индикатор с восемью светодиодами отслеживает выходной сигнал, а верхний светодиод является индикатором клиппинга. Еще один зеленый светодиод показывает, включено ли устройство в сеть.
Но это еще не все - MIC100 оборудован лимитером, который срабатывает при фиксированном значении, когда включен. Он размещен между регуляторами входного и выходного сигналов (Gain/Output), так что использование низких значений Gain и высоких Output сильно лимитирует сигнал, тогда как высокий Gain/ низкий Output имеет тот же эффект, что и повышение порога лимитера.
Лимитер MIC100 работает по сути как подстраховка и делает это довольно гладко, хоть и недостаточно быстро справляясь с кратковременными всплесками уровня.
Если вы будете постоянно использовать лимитер MIC100 - например, работая с гитарным сигналом, то результат не будет сильно отличаться от эффекта гитарной педали с малым временем атаки и средним - восстановления. Действительно, это звучит довольно музыкально и может быть хорошим эффектом для гитары или баса. Единственный недостаток - то, что в руководстве MIC100 ничего не говорится о лимитере, кроме того, что он в нем есть, и в MIC100 нет светодиода-индикатора срабатываниялимитера.
В спецификации MIC100 также отсутствует указание на коэффициент шума, хотя в практических студийных тестах с конденсаторным микрофоном шум не был проблемой, даже при записи скрипки с расстояния трех футов (1 м).
Частотная характеристика составляет от 10 Гц до более 40 кГц (± 3 дБ), а выход XLR может выдавать до +26 дБ на 100 кОм до клиппирования.
Мал, да удал?
Довольно сложно описать, как работает предусилитель; я обычно разделяю их на три категории: снизу находится та группа предусилителей, которые, что называется, “не вывозят” - то, чем укомплектованы некоторые мультитрекеры или ранние цифровые микшеры. Чуть повыше категорией - предусилители, которые не вызывают проблем при нормальном использовании в студии, вы просто забываете о них и работаете дальше; и еще выше располагаются весьма хитроумные устройства, которые в сочетании с хорошим микрофоном дают шелковистый, гладкий, безупречный и в целом замечательный звук. Кроме того, они обычно стоят несколько сотен фунтов за канал!
Несмотря на смехотворную цену, MIC100 попадает во вторую категорию - и, если сильно не злоупотреблять лимитером или лампой, дает чистый и живой звук без явных шумов. Я прогнал его через серию тестов с конденсаторным микрофоном Sennheiser серии MKH - голос, мандолина, скрипка - и получил результаты, ожидаемые скорее от предусилителей, имеющихся в хороших аналоговых микшерах или голосовых каналах стоимостью до 300 фунтов или около того. Если задействоватьлимитер или лампу MIC100 - то эффект “теплого звука” станет несколько искусственным, но его все равно можно будет использовать в правильном контексте.
Приличный микрофонный предусилитель с фантомным питанием по этой цене уже был бы хорошей покупкой, к тому же тут еще и лампа и лимитер в комплекте. Качество звука MIC100 достаточно для того, чтобы с легкостью справиться с типичными задачами студийной записи проекта, и если вы работаете со звуковой картой или другим устройством, которое либо не имеет микрофонных входов, либо имеет, но только плохие, MIC100 - отличное экономичное решение, которое будет работать с определенной элегантностью.
Плюсы:
Чрезвычайно дешев
Эффективный лимитер
Ламповая схема звучит не слишком “вымученно”
Минусы:
Нет индикатора работы лимитера
Резюме:
Дешево и сердито, но тем не менее Tube Ultragain MIC100 способен показывать неплохой результат.